IV. Реализация политики Российской Федерации в области климата
Основные направления политики Российской Федерации в области климата включают:
• развитие нормативной базы, правовое обеспечение и организацию государственного регулирования в области изменений климата;
• развитие экономических механизмов, связанных с реализацией мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат;
• научное обеспечение разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат;
• кадровое обеспечение разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат;
• информационное обеспечение разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат;
• международное сотрудничество в области разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат.
Развитие нормативной базы, правовое обеспечение и организация государственного регулирования в области изменений климата
Развитие нормативной базы и правовое обеспечение – основная предпосылка создания и эффективного функционирования механизма реализации политики Российской Федерации в области климата. Организация работы федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации конкретных мер, направленных на использование новых возможностей, а также на предотвращение и преодоление угроз национальным интересам в области изменений климата, требует дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации в указанной области и обеспечения строгого его соблюдения всеми хозяйствующими субъектами. При этом необходима гармонизация законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы климата, с соответствующими нормами международного права в рамках международных обязательств Российской Федерации. Основные принципы политики Российской Федерации в области климата развиваются в законодательстве Российской Федерации и законодательстве субъектов Российской Федерации
Развитие экономических механизмов, связанных с реализацией мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат
Эффективность реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат существенным образом зависит от различных экономических факторов и их финансового регулирования.
Выбор экономических инструментов, способствующих снижению антропогенных выбросов парниковых газов (включая возможное использование рыночных механизмов, в том числе торговли квотами на выбросы), будет определяться с учетом их эффективности с использованием механизмов государственного и частного финансирования.
При создании национальных экономических и финансовых механизмов и при их встраивании в соответствующие международные механизмы высшим приоритетом является обеспечение защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от неблагоприятных воздействий изменений климата.
Научное обеспечение разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат
Основная задача научного обеспечения разработки и реализации политики Российской Федерации в области климата – обеспечение государства, бизнеса и граждан страны достоверной и объективной научной информацией для принятия решений. К приоритетным программным мерам научного обеспечения разработки мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат относятся:
• развитие и поддержание на территории Российской Федерации систем наблюдения за климатом, включая факторы, формирующие климат, и индикаторы изменений климата;
• разработка системы критериев, параметров (пороговых значений) и условий безопасности Российской Федерации и ее отдельных регионов в отношении климатических изменений;
• исследования и оценка возможных в будущем изменений глобального и регионального климата, а также их последствий;
• разработка мер по адаптации экономики и общества к изменениям климата;
• развитие методов инвентаризации источников и стоков парниковых газов;
• разработка мер по смягчению антропогенного воздействия на климат, прежде всего в сфере производства и потребления энергии, включая организацию исследований и разработку механизмов реализации соответствующих инновационных проектов, и оценка экономического, социального и экологического эффекта от реализации этих мер;
• независимая (в том числе международная) экспертиза результатов научных исследований в области климата и смежных областях.
Научное обеспечение реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат включает:
• разработку стратегии национальных климатических исследований, определяющей приоритетные для Российской Федерации направления;
• позиционирование и интеграцию российской климатической науки в международные программы климатических и смежных исследований с учетом национальных интересов Российской Федерации и использованием всех возможных преимуществ международного сотрудничества;
• активное участие российских ученых в подготовке международных оценочных докладов об изменениях климата и других специализированных международных докладов по смежным проблемам;
• организацию регулярной подготовки национальных оценочных докладов о наблюдаемых и вероятных в будущем изменениях климата, их последствиях, возможностях адаптации и смягчении антропогенного воздействия на климат, включая оценки выбросов парниковых газов в атмосферу в настоящем и будущем и потенциал сокращения этих выбросов;
• обеспечение соответствия национальных климатических исследований мировому уровню, признания результатов российских исследований международным научным сообществом и возможности использования этих результатов в качестве аргументов в межгосударственном политическом диалоге по проблемам климата;
• разработку и реализацию государственной программы технического (прежде всего, в части высоких технологий) оснащения национальных центров климатических исследований.
Кадровое обеспечение разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат
Основная задача кадрового обеспечения разработки и реализации политики Российской Федерации в области климата – обеспечение исследований и разработок в области климата и смежных областях, соответствующих мировому уровню. Решение этой задачи осуществляется путем подготовки и повышения квалификации специалистов в области климата, его влияния на экономику и социальную сферу, здоровье населения и состояние окружающей среды, а также разработки и реализации инженерных и организационных мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат, включая:
• подготовку научных кадров высшей квалификации;
• обучение студентов старших курсов высших учебных заведений на базе ведущих научно-исследовательских учреждений страны;
• стажировки наиболее одаренных молодых ученых и специалистов, аспирантов и студентов старших курсов в ведущих мировых научных центрах;
• подготовку дипломатических кадров, а также групп профессиональных консультантов для ведения международных переговоров и подготовки международных соглашений в рассматриваемой области.
Информационное обеспечение разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат
Осведомленность всех заинтересованных сторон – высших должностных лиц, органов государственного управления, деловых кругов, институтов гражданского общества, населения – по вопросам изменений климата и их влияния на жизнь человека и общества, на окружающую среду является одним из важнейших факторов успешного формирования и эффективной реализации политики Российской Федерации в области климата в интересах нынешнего и будущих поколений. Поэтому объективное информационное освещение проблем, связанных с изменениями климата и его последствиями, включая популяризацию научных знаний в этой области, в том числе в средствах массовой информации, входит в число приоритетов политики Российской Федерации в области климата. Важной составляющей этого направления политики в области климата является воспитание у населения Российской Федерации экологической культуры.
Международное сотрудничество в области разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат
Международное сотрудничество в решении глобальных и региональных проблем, связанных с изменениями климата и антропогенными воздействиями на климат, осуществляется в целях выработки эффективных решений климатической проблемы, оптимально учитывающих глобальные факторы и национальные интересы. Формами международного сотрудничества являются:
• участие Российской Федерации в разработке и выполнении международных соглашений по проблемам климата;
• участие в деятельности международных организаций системы ООН, занимающихся проблемами климата и смежными проблемами.
Международные программы и проекты, связанные с изменениями климата и реализуемые на территории России, осуществляются в рамках законодательства Российской Федерации и с учетом интересов национальной безопасности.
Субъектами реализации политики Российской Федерации в области климата являются:
• федеральные органы государственной власти;
• органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;
• организации и домашние хозяйства;
• профессиональные и общественные организации, объединения граждан, средства массовой информации.
Федеральные органы государственной власти
Возможные в будущем климатические изменения затрагивают сферы ответственности практически всех федеральных органов исполнительной власти, ведомств. Задачи федеральных органов государственной власти в рамках выработки и реализации политики Российской Федерации в области климата включают:
• определение максимально широкого круга проблем, связанных с влиянием климатических изменений на политику, экономику, социальную сферу и окружающую среду, и выделение среди них приоритетов общероссийского уровня;
• интеграцию и координацию работ федеральных ведомств в области климата в соответствии с установленными полномочиями;
• включение мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат в среднесрочные и долгосрочные планы социально-экономического развития Российской Федерации;
• создание механизмов, обеспечивающих постоянный конструктивный диалог между научным сообществом, органами власти Российской Федерации, ответственными за принятие решений, населением и деловыми кругами.
Федеральные органы государственной власти обеспечивают:
• развитие и применение федерального законодательства с учетом влияния климатического фактора на соответствующие отрасли экономики и население;
• разработку и применение мер по адаптации к последствиям изменения климата для экономики и общества;
• развитие экономических институтов и финансовых механизмов, включая системы налогообложения и финансового стимулирования, способствующих технологическому перевооружению предприятий, замене устаревшего оборудования, внедрению технологий с потенциалом снижения выбросов парниковых газов, включая энергоэффективные и энергосберегающие технологии, технологии снижения выбросов парниковых газов предприятиями топливно-энергетического комплекса, на транспорте, в металлургической, химической и других отраслях промышленности, активизации использования возобновляемых источников энергии;
• разработку законодательного акта, регулирующего вопросы инвентаризации выбросов парниковых газов в атмосферу;
• ведение системы учета (российского регистра) источников выбросов и поглощения парниковых газов (включая леса, болота и сельскохозяйственные угодья), а также данных инвентаризации (кадастра) антропогенных выбросов парниковых газов и их абсорбции поглотителями;
• разработку и реализацию мер по организации и функционированию системы экологического просвещения и образования;
• подготовку и публикацию на регулярной основе национального Доклада об изменениях климата и его последствиях для Российской Федерации.
Региональные органы государственной власти и органы местного самоуправления
Первоочередные задачи, связанные с изменениями климата, при разработке региональных и муниципальных программ устойчивого развития включают:
• развитие и применение законодательства субъектов Российской Федерации с учетом влияния климатического фактора на развитие территорий, отраслей экономики и социальной сферы;
• разработку и реализацию мер по адаптации к изменениям климата, включая учет фактора изменяющегося климата в среднесрочных и долгосрочных планах социально-экономического развития регионов и муниципальных образований, а также соответствующих секторов хозяйственной деятельности;
• разработку и внедрение региональных систем эффективного реагирования на опасные погодно-климатические явления;
• реализацию законодательного акта, регулирующего вопросы инвентаризации выбросов в атмосферу парниковых газов;
• реализацию мер по смягчению антропогенного воздействия на климат, включая внедрение технологий, способствующих уменьшению выбросов парниковых газов в атмосферу, а также технологий абсорбции парниковых газов.
Организации и домашние хозяйства
На микроэкономическом уровне решение задач адаптации и смягчения антропогенного воздействия на климат осуществляется на производстве и в сфере услуг – предприятиями, в быту – домашними хозяйствами путем:
• повышения эффективности производства и потребления тепловой и электрической энергии;
• повышения топливной экономичности транспортных средств;
• развития энергосбережения на объектах производственного и инфраструктурного назначения, включая снижение потерь энергии и энергоносителей при транспортировке;
• повышения энергоэффективности зданий и развития энергосбережения в быту;
• использования погодно-климатических прогнозов для повышения энергоэффективности при реализации указанных выше мер;
• увеличения доли альтернативных (в т.ч. неуглеродных) источников в производстве энергии;
• рационального использования лесов и сельскохозяйственных земель.
Профессиональные и общественные организации, объединения граждан, средства массовой информации
Учитывая возможность конфликта интересов различных субъектов российской политики в области климата, профессиональным и общественным организациям, объединениям граждан и средствам массовой информации принадлежит важная роль в предотвращении обострения таких конфликтов и возникновения социальной напряженности, недопущении коррупционного лоббирования интересов отдельных заинтересованных групп. В этих целях осуществляется обсуждение заинтересованными сторонами путей решения проблем изменений климата и последствий изменений климата для государства, общества и экономики.
Реализация политики Российской Федерации в области климата предполагает разработку на ее основе федеральных, региональных и отраслевых программ и планов действий.